КГУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 для ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)»
КГУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 для ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)»
г. АЛМАТЫ
Основана в 1931 году.
Школа-интернат является составной частью системы специальных общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, на правах государственного учебного заведения, обеспечивающего неполное среднее базовое образование.
Учредителем Школы-интерната является Государство в лице местного исполнительного органа – Акимата города Алматы.
В школе-интернате №1 обучаются неслышащие дети. Все учащиеся школы имеют статус: инвалид детства по слуху.
Основной диагноз: нейросенсорная тугоугость III - IV степени
нейросенсорная тугоугость III степени
Зачисление учащихся в школу-интернат осуществляется на основании направления на обучение заключения городской психолого-медико-педагогической консультации.
Школа с русским языком обучения.
Из 20 классов-групп, 4 класса-группы с казахским языком обучения.
В подготовительном (0), 1- 7 классах обучение ведется по специальным учебным программам и специальным УМК. Учебники общеобразовательной школы используются в адаптированном варианте. В 8-10 классах учащиеся обучаются по программам и учебникам общеобразовательной школы
Обучение учащихся на протяжении всего срока обучения ведется с
применением специальных средств и методов работы предусмотренных
методикой сурдопедагогики.
Все классы – кабинеты, слуховые кабинеты оборудованы
специальной, стационарной, звукоусиливающей аппаратурой «Унитон»
коллективного и индивидуального пользования (для слуховых кабинетов).
Для учащихся с кохлеарным имплантом предусмотрены магнитные петли.
Для занятий с учащимися в школе установлено компенсаторно-развивающее
и интерактивное оборудование. В школе оборудовано 54 предметных класса-
кабинета, 4 игровые, холлы для динамических перемен с компенсаторно-
развивающим оборудованием.
Обучение осуществляется в одну смену.
Продолжительность урока – 40 минут.
Решением педсовета № 1 от 28.08.2020г. режим обучения:
0, 1 - 6 классы – режим пятидневного обучения
7 – 10 классы – режим шестидневного обучения
II. Основными ориентирующими документами при определении направления
учебно-воспитательного процесса являются:
– Конституция Республики Казахстан;
– Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
– Закон Республики Казахстан «О правах ребенка»;
– Конвенция ООН «О правах ребёнка»
– Закон Республики Казахстан « О социальной медико –
педагогической коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями;
Учебно-воспитательный процесс в специальных школах, специальных классах в 2020-2021 учебном году регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
Рабочий учебный план школы для 0-4 классов разработан на основе:
-Типовых учебных планов (обновленного содержания) начального образования для детей с особыми образовательными потребностями, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года №500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан ( приложение 9 для классов с казахским языком обучения, приложение 10 для классов с русским языком обучения)
Рабочий учебный план школы для 5-10 классов разработан на основе:
-Типовых учебных планов (обновленного содержания) основного среднего образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года №500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан (приложение 19 для классов с казахским языком обучения, приложение 20 для классов с русским языком обучения)
-Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 июля 2019 года №334 «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра образования и науки Республики Казахстан».
Преподавание ведется с использованием учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2020 года №216 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических компонентов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях».
При составлении рабочего плана соблюдена реализация приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2020 года № 340 «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2020-2021 учебного года в организациях среднего образования».
В 2020-2021 учебном году контингент учащихся составил 123 учащихся, из них 8 учащихся обучается на дому
Основная цель школы: обучение и воспитание неслышащих детей, организация специальной помощи для преодоления и компенсации дефекта слуха и речи, а так же, нарушений, связанных с особенностями психического развития, с целью реабилитации и самореализации каждого учащегося, адаптации детей в социуме.
Выпускники специальных школ для детей с нарушением слуха, задержкой психического развития получают аттестат государственного образца, подтверждающий уровень полученного образования.
Выпускники с легкой и умеренной умственной отсталостью получают аттестат установленного для данного вида специальной организации образования образца.
По окончанию школы учащиеся продолжают обучение в колледжах
города с целью получения среднего образования и профессии, в учебных
центрах, трудоустраиваются.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЫ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ:
I. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
-Всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей.
- Овладение научными и техническими знаниями на основе формирования языка как средства мышления и познания.
- Формирование трудовых умений и навыков по избранной специальности.
II. ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ:
- Изучение структуры дефекта и всестороннее развитие компенсаторных возможностей каждого учащегося, создание необходимых условий для коррекции развития и социальной адаптации детей;
- Развитие устной и письменной речи неслышащих учащихся. Овладение жестовой речью.
III. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
- Воспитание ученика-патриота, владеющего системой ценностей и идеалов Нового Казахстанского Патриотизма, духовности и культуры, нравственности, обеспечивающего его готовность к гражданским социальным действиям, успешно работающих в условиях инновационной экономики.
- Воспитание любви и формирование познавательного интереса к ценностям
национальной культуры и истории родного края.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
- Формирование здорового образа жизни, развитие спортивно-оздоровительной деятельности.
- Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию, самопознанию.
Учащиеся специальной школы и специальных классов получают коррекционно-педагогическую помощь на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых специалистами сурдопедагогами, дефектологами, специалистами психолого-педагогического сопровождения в рамках часов, отведенных соответствующим разделом Типового учебного плана (коррекционный компонент). Коррекционные занятия являются обязательными во всех типах специальных школ и специальных классах. Недопустима замена предметов коррекционного компонента дисциплинами инвариантного компонента учебного плана, а также сокращение количества этих часов.
ОСОБЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ:
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения» (РСВ и ФП). На занятиях формируется устная речь и развивается остаточный речевой слух.
С 0 по 4 классы занятия по РСВ и ФП проводятся в объеме 18 часов недельной нагрузки на класс. В 5 – 6 классах недельная нагрузка на индивидуальные занятия составляет 16 часов в неделю. В этот период обучения предполагается завершение постановки и автоматизации звуков речи, проводится только дифференциация звуков речи, продолжается работа по развитию слухового восприятия и выработке навыков самоконтроля речи, начинается работа парами над речью и восприятием литературных текстов на слух. В 7 – 9 классах занятия по РСВ и ФП проводятся 4 часа в неделю (индивидуально и парами), в 10 классе – 2 часа. Продолжается работа по выработке навыков самоконтроля речи, коррекция звукопроизносительной стороны речи, работа над диалогической речью.
Занятия коррекционного цикла проводятся группами, подгруппами и индивидуально, как в первой, так и во второй половине дня.
Работа специальных школ организуется в круглосуточном режиме по заявлению родителей, в режиме продленного дня в 0-4 классах и в 5-9,10 классах – по усмотрению заявлению родителей, что создает необходимые условия по преодолению и компенсации нарушенных функций и обеспечению необходимого здоровьесберегающего педагогического режима.
В период пандемии коронавируса работа школы-интерната организуется в комбинированном режиме: в режиме продленного дня в 1-4 классах и в 5-9,10 классах – по заявлению родителей, в дистанционном режиме по заявлению родителей.